Удивительное ожидание радости (фольклор для детей раннего возраста) Ранний период жизни ребёнка зависит от взрослых, воспитывающих малыша, если они наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если они способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, чтобы заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, как родник ,бьющий из недр земли, к которому препадают поколения, наполняясь живительной силой: материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки. Неслучайно слово «фольклор» переводится буквально как «народная мудрость». Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходиться. Ценность фольклорных произведений для раннего периода детства обусловлено прежде всего, их высокой интонационной выразительностью , что особенно значимо для данного возраста, а также другими жанровыми особенностями — речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющееся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения — это уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками, формирование произвольного внимания. Повторяющиеся звукосочетания и слова развивают подражательную способность. Многосторонность фольклора для маленьких обнаруживается и в том, что звукосочетания — наигрыши используются в сочетании с игровыми приёмами; хлопанье в ладоши «пляшущие» ритмические движения руками, простейшие плясовые элементы. Развитие речевых навыков и умений приходит к детям параллельно с развитием действий руки, поэтому целесообразно включение игрушек народного прикладного творчества в речевые занятия. Но в начале необходимо предельно сосредоточится на артикуляции и восприятии речевых звуков, а затем включение предметов. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать ( колыбельная песня ), когда купают ( ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребёнка ), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования ( песенки, прибаутки, потешки). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Первые занятия должны быть направлены на формирование устойчивого слухового сосредоточения на разную интонационную окраску речи: утвердительную, вопросительную, восклицательную, которыми человек выражает радость или недовольство, вопрос или просьбу, удивление или повеление. Для этого использовать одно произведение, но прочитать его с различной интонацией ( например: «Ой, ли-ли-ли-ли, ли-са, по ле-су хо-ди-ла, ли-са ла-пот-ки пле-ла»). Можно использовать отрывки из более крупных произведений, в которых содержатся вопросы , восклицания, утверждения. Для занятий с детьми раннего возраста полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам ( дудочке- «Ой. Ду-ду-ду-ду», колокольчику- «Тили-бом, тили-бом», рожку- «Ту-ру-ру», свирели- «Ай, люли- люли», гуслям- «Трень-брень», балалайке- «Тинь-Тинь») Подражательная способность ребенка интенсивно развивается и оказывает положительное воздействие не только на овладение речевыми звуками, но и более высокий уровень эмоционального общения со взрослым. Поэтому и говорят, что эмоции первый язык ребенка. Малые фольклорные формы это прекрасный речевой материал при помощи которого возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. Именно конкретное, ситуативное действие ребенка, которое понятно ему и приобретено через практический опыт, сочетающееся неоднократно со словом, приобретает на ранних этапах детства смысловое содержание. Потешка помогает ребенку «открыть» себя, делает его как бы соучастником действия, Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости, как высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. В песенках, потешках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша — без фальша и лукавства. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра. В малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи развития и воспитания ребёнка раннего возраста.